
По просьбе администрации Праворуба, я посетил это мероприятие в качестве представителя нашего сообщества.
В ходе круглого стола были подняты следующие темы: «Социальные сети как инструмент в деятельности юриста», «Актуальные проблемы использования социальных сетей в деятельности адвоката», «Возможные проблемы ограничений адвокатов на общение в социальных сетях в свете подготовленного ФПА проекта рекомендаций по подобному поведению», «Феномен социальных сетей в современном мире», «Социальная сеть и личностный бренд».
Теперь обо всем по порядку:
«Личный блог юриста как средство массовой информации» — тема поднятая Александром Крохмалюком, главным редактором Новой Адвокатской Газеты. Идея этого посыла состоит в следующем: создавая свой личный аккаунт, блог в любой из существующих социальных сетей, адвокат создает средство массовой информации, к которому применимы все мерки, характеристики СМИ.
По этой причине адвокату, юристу следует тщательнее отбирать материал для размещения в своем блоге, а выбранный следовало бы структурировать по предназначению, подразумевая, что блог адвоката — это продающая витрина, содержащая исчерпывающую информацию как о личности адвоката так и о его профессиональном уровне.
В ходе обсуждения рассматривалась возможность размещения развлекательного, политического, рекламного материала на странице юриста. В этой связи докладчик привел тезис о том, что размещение любой информации на странице юриста имеет своей целью продажу его услуг.
По этой причине размещение любой информации должно быть направлено на формирование образа адвоката как профессионала, а также образа положительной личности, с общей канвой, присущей средству массовой информации. Поэтому освещение в своем блоге политических событий страны будет полезным адвокату, имеющему специализацию на соответствующей категории дел, а размещение красочных фотографий, рассказывающих о хобби адвоката, будет направлено на формирование правильного образа личности адвоката.
При насыщении своего аккаунта информацией следует также учитывать, что федеральные средства массовой информации, включая центральные, ориентируются на блогософеру, как на свой источник и наоборот. Массмедиа стали зеркалом друг для друга, отражая все происходящее на полях обсуждения перепостами, ссылками, картинками и т.п.
«Проблемы соблюдения профессиональной этики адвоката в социальной сети». В ходе дискуссии по этой проблеме превалировала точка зрения, что дополнительное регулирование этих аспектов для адвокатов будет излишним.
Существующее регулирование в рамках КПЭА сохраняет баланс интересов публичного порядка, фигурой которого является адвокат, и защиты прав самого адвоката, подразумевая невозможность излишнего дисциплинарного давления на адвоката. Излишним участники дискуссии назвали принятие подготовленного ФПА проекта рекомендаций по подобному поведению.
Участники обсудили существующие приемы и механизмы соблюдения требований КПЭА в части сохранения адвокатской тайны, этики общения с пользователями Сети и прочие вопросы.
Полезными и интересными были темы, затронутые специалистами – неюристами: бизнес-тренером, психологом, маркетологом.
Важным элементом присутствия и поведения в Сети эти докладчики назвали правильный выбор визуального образа: фотографий, картинок, портретов юриста, размещенных на странице адвоката.
Познавательным был доклад о том, как влияет на восприятие потенциального доверителя, клиента присутствие или отсутствие фото, их качество, размер, их количество и даже способ размещения образа внутри фотографии.
Соблюдение элементарных правил русского языка, доброжелательность, троллинг, выявление целей посетителей страницы – все это, по мнению докладчиков, заслуживает внимания владельца страницы.
Интересным представляется озвученный факт, что лишь 10% пользователей – юристов используют социальные сети как инструмент, средство продвижения своей профессиональной деятельности. В этом смысле поле профессиональной информации сравнивалось с Диким Западом времен первых переселенцев, открывающее большие возможности перед пионерами – первооткрывателями.
Важным было названо правильное распределение времени, затрачиваемого на продвижение своего аккаунта в Сети. Излишним было названо ведение трех, четырех и более личных блогов. Предпочтение было рекомендовано отдавать скорости реакции на события, вопросы, комментарии, оставляемые другими пользователями в публикациях.
Доступность изложения материала, значение количества и качества контента, возможность использования профессиональных авторов-журналистов для формирования контента – все это также стало предметом обсуждения. Была отмечена необходимость обучению юриста навыкам создания личного бренда.
Будучи участником клуба «Праворуб, я, конечно, все происходившее просеивал через сито устройства «Праворуба». Т.е. на каждую проблему, освещенную докладчиком, я отвечал вопросом: «а как это устроено на «Праворубе?».
На большинство вопросов для себя я смог дать однозначный ответ: практически все из поставленных на Круглом столе проблем уже либо решены, либо успешно решаются на нашем портале.
«Праворуб», являясь, профессиональным интернет-сообществом, выгодно отличается от непрофессиональных социальных сетей, предоставляя возможность тематического изложения и главное поиска контента, четкой структурой разделов.
Так, например, на Праворубе легко найти существующую судебную практику, аналитический материал или консультацию по волнующей интернет-пользователя проблеме.
На ФБ, как и в других, не специализированных социальных сетях, в отличие от Праворуба, найти можно скорее людей, места или предметы. Однако, результаты такого поиска далеки от задач присутствия юристов в медиапространстве.
Как оказалось, большинство участников круглого стола не просто знают, о существовании Праворуба и регулярно его читают, но при этом, считают правила нашего портала чрезмерно строгими, и воздерживаются от регистрации и подтверждения своей профессиональной категории, в первую очередь, в связи с необходимостью документального подтверждения своей личности и образования, а так же боязнью конкуренции с лидерами праворубского рейтинга профессионалов.
Я постарался развеять страхи и сомнения участников круглого стола, а о том, как мне это удалось, будет понятно тогда, когда участники этого круглого стола, их знакомые, и знакомые их знакомых, присоединятся к нашему сообществу.
