Думаю, что не последнюю роль в этом играет статистика. Объясню.
Из курса судебной статистики я усвоил, что кроме строго научных определений термин «статистика» употребляют в двух смыслах. Во-первых, в обиходе под «статистикой» часто понимают набор количественных данных о каком-либо явлении или процессе. Во-вторых, статистикой называют функцию от результатов наблюдений, используемую для оценки характеристик и параметров распределений и проверки гипотез.
Если упростить, то статистика, на мой взгляд, это собирание, упорядочивание, и сравнение наблюдаемых данных и их закономерностей с помощью математических приемов и методов. А если упростить еще, статистка – это наука о сведениях и их отношениях. Повторюсь, что определение это мое сугубо личное, никак не претендует на научное, да простит меня Твердая Ирина Николаевна — мой ВУЗовский преподаватель.
Вот музыка, например. Набор из семи нот в различной их комбинации дает результат, который при правильном их изложении можно повторить вновь и вновь. Семь нот. Всего семь. Наблюдаем, то есть слушаем, записываем, повторяем.
Именно этим, я уверен, и объясняется наличие ранних композиторов – вундеркиндов. Известно, что Моцарт начал сочинять музыку в четыре года.
По той же причине дети быстро осваивают компьютеры. Наблюдение и фиксация данных происходят очень быстро благодаря часто повторяющимся комбинациям. Пластичный детский мозг быстро усваивает эти закономерности и быстро их воспроизводит. Так? Так.
А что с юристами? Вы много знаете вундеркиндов - судей или малолетних гениев — адвокатов? Нет таких. Как звучала бы выдержка из характеристики, например, такого содержания: «адвокат Иванов начал проявлять свои способности оратора и знатока человеческих душ в четырехлетнем возрасте»! Глупо, не правда ли?
И вот что я думаю об этом факте. Юриспруденция – это ведь, как и статистика, тоже наука об отношениях. Или, как мы говорим, об отношениях, которые урегулированы правом, т.е. правоотношениях. Эти отношения собраны, подвергнуты анализу, описаны и урегулированы, соединяясь, таким образом, со схожими в отрасли, институты, кодексы и т.п. Т.е, если дальше пользоваться статистическими терминами, тоже требуют наблюдения, фиксации и изучения их соотношений. Применение перечисленных навыков и есть содержание профессии юриста.
Но почему, как вы думаете, для приобретения статуса судьи введен возрастной ценз? У разных людей, конечно, скорость приобретения навыков тоже разная. Этим, собственно, и отличается дебил от идиота, таланта и гения.
Выходит, что скорость, с какой человек может овладеть этими навыками профессии юриста, намного медленнее, чем например, овладение музыкальными навыками. А медленее овладение профессией происходит потому, что человеческие отношения — это не семь нот и не набор компьютерных программ. Жизнь намного разнообразнее и для правильного мировоззрения требуется зрелость личности.
Получается, что хороший юрист — это главным образом, зрелый, состоявшийся человек. Постижение науки жизни занимает много больше времени, сил и навыков, чем любая наука, основанная на простых математических закономерностях.
Это помогает понять, в чем же философская суть нашей профессии, что же требуется от юриста, адвоката. Выходит, что требуется наблюдать за человеческими отношениями, судьбами, жизнями и делать из этого выводы. А потом сообщать об этих выводах другим и помогать им, или удерживать их от каких-либо действий или отношений.
Все это возлагает на личность юриста большую ответственность. И это не может не откладывать отпечаток и на его личность. Ориентирами любого правового акта всегда является нравственность. Закон не может быть безнравственным.
Известно, что нравственное правило может быть не закреплено в законе, но никак не наоборот. И если личность считает профессию юриста своим главным делом, то профессия толкает личность как локомотив, вытягивая и все остальные качества личности за собой, ориентируясь на эти цели.
Я благодарен судьбе, что нашел себя в своей профессии. С тех пор, как семнадцать лет назад я пришел в профессию, жизнь моя сильно изменилась. Она стала лучше с годами. Т.е. стало лучше отношение к жизни. Я понял свое предназначение, появилась цельность восприятия мира и понятно мое место в нем.
Даже не смотря на все события в моей жизни, даже порой трагические, я возвращался к профессии, и она помогала мне идти дальше, подсвечивая путь как маяк среди житейских штормов и жизненных мелей.
Думаю, что во многом это результат правильного выбора пути: я – юрист, и горжусь этим.